История
История в лицах
Расписание
Документы
Методика
Лучшие учащиеся
Наши достижения
Научные работы
Творчество
Здоровье
Выпуски
Фотоальбом
Архив событий

Рейтинг@Mail.ru

 
Осипов Михаил Григорьевич
    Осипов Михаил Григорьевич первый директор нашей школы. Родился в 1912 году в Новосибирской области в маленькой деревушке, в крестьянской семье. Закончил сельскохозяйственный техникум, работал агрономом. Затем закончил учительский институт, до войны работал учителем литературы. На войне был старшим лейтенантом. Искалечил кисть правой руки в одном из боев. Михаил Григорьевич стал инвалидом 3 группы.
    После окончания войны поехал в санаторий, в Сочи. Там он познакомился с Лидией Игнатьевной, своей будущей женой. Михаил Григорьевич полюбил Лидию Игнатьевну и поехал за ней в Пензу. После распределения работал в одной из сельских школ. Вскоре его порекомендовали в Пензу - 19. В 1956 году Михаил Григорьевич стал первым директором школы № 50 . Жили на 132 квартале в бараках. Именно Михаилу Григорьевичу поручили выбор кадров для учительского коллектива новой школы. Он был "звездочкой", "солнышком" дружного, сплоченного коллектива. Лично строил 216 школу, вплоть до кирпича. Проработав директором 216 школы, он стал директором 219 школы ( вечерней школы для солдат ). Михаил Григорьевич заболел раком легких и умер в 1972 году в возрасте 60 лет. У него было много медалей, которые сейчас хранятся в городском музее. Но самая дорогая ему медаль "За отвагу" получена во время войны.

Шестаков Иван Михайлович

    Шестаков Иван Михайлович родился 23 октября 1921 года в селе Терновка Балашовского района Саратовской области. Детские годы провел в родном селе, всегда мечтал стать учителем. В 1941 году окончил Родничковскую среднюю школу на "отлично". Его любимыми предметами были физика и математика. Со многими школьными друзьями поддерживает связь до сих пор. В 1941-1945 гг был участником Великой Отечественной Войны. Служил в 309 истребительном авиационном фронтовом полку, который стоял на защите г.Москвы.
    В 1950 году окончил Саратовский педагогический институт, физико-математический факультет. Студенческие годы считает счастливыми: хорошие друзья, высокообразованные и доброжелательные преподаватели. Увлекался музыкой, играл в институтском духовом оркестре. Педагогическую практику проходил в базовой саратовской школе №19 под руководством старшего методиста института Н.С.Ушакова. Первый урок провел в 10 классе по геометрии. Ивана Михайловича оценили на "отлично". Взаимоотношения с учениками были самые добрые и уважительные. В 1950 году после окончания института был направлен на Урал, в г.Озерск, в школу №10. Проводил уроки физики, математики и астрономии в 6х и 7х классах. Учительских коллектив был молодой и сплоченный, коллеги понимали друг друга без слов. Затем Иван Михайлович был назначен директором школы рабочей молодежи №25 и работал там до отъезда в г.Пензу-19 в 1958 году. Он считает, что трудностей в работе не было, т.к. всегда приходил на помощь коллектив. И администрация. Иван Михайлович награжден значком "Отличника народного образования" и множеством грамот. Проработал директором в школе №216 с 1961 по 1963 год. В 1959 году организовал и создал школу рабочей молодежи в г.Пензе-19. Первый выпуск школа дала в 1960 году. Были два медалиста. Бывшие учащиеся до сих пор благодарны ему.
    Иван Михайлович активно участвовал в общественно-политической жизни города. Был секретарем партийной организации, пропагандистом. В данный момент Иван Михайлович находится на пенсии, увлекается садоводством, много читает. Считает, что народное образование имеет наибольший успех сейчас, т.к. есть много специализированных школ и количество учащихся сократилось, поэтому учителю работать легче. Так же сейчас более насыщенное техническое оборудование. Иван Михайлович говорит, что современные учащиеся более эрудированы, уровень развития все время повышается. В работе он больше внимания уделял дисциплинам, успеваемости и санитарному состоянию школы. В школе работали кружки по всем предметам. Ребята под его началом собирали металлолом и на эти деньги приобретали инструменты для духового оркестра. Учащиеся с удовольствием занимались музыкой, оркестр играл на школьных вечерах, в походах, на всех праздниках. Иван Михайлович желает молодым быть требовательным к себе и к учащимся.


Шунин Вячеслав Сергеевич

    Шунин Вячеслав Сергеевич родился 29 января 1937 года в городе Пензе. Стать учителем не было его мечтой. Любимыми предметами в школе были математика и физика, отсюда любимым учителем был преподаватель этих предметов – В.М.Солониченко. Школу Вячеслав Сергеевич закончил на Украине. Педагогический институт окончил в городе Дмитровграде Ульяновской области по специальности физика и математика. В институте хорошо был развит спорт, поэтому наиболее яркие впечатления о студенческих годах – это волейбольные, баскетбольные соревнования. Еще Вячеславу Сергеевичу запомнилось лето в Казахстане, куда студенты ездили поднимать целину. В 1960 году Вячеслав Сергеевич начал трудовую деятельность. По распределению он попал в деревушку Ульяновской области Тогайского района. Тут он проработал 3 года учителем математики. В 1963 году его перераспределили в школу №216. Продолжительное время, с 1968 по 1980 год, Вячеслав Сергеевич работал директором первой школы нашего города. Одной из трудностей в работе был переход на кабинетную систему, переоснащение техническими средствами. В системе закрытых городов около 5 лет школа №216 держала знамя самой оснащенной школы. В кабинетах физики на каждой парте стоял аппарат (анализоконтролирующие устройства), который анализировал понимание материала учениками во время занятия. В переоснащении школы помогал завод, шефы – СКБ, цех №9, да и сами учителя не сидели сложа руки.
    Наград у Вячеслава Сергеевича много, целая куча грамот, дипломов. Вячеслав Сергеевич является отличником народного образования, имеет медаль за доблестный труд, полученную к 100-летию Ленина. Вячеслав Сергеевич не имеет учеников, выбравших профессию учителя физики и математики, но у него очень много учеников, ставших учителями других профессий. Т.к. Вячеслав Сергеевич был директором, а директор должен был быть пропагандистом, отсюда участие Шунина в комиссиях по выборам. и т.д. Свободное время Вячеслав Сергеевич проводит на даче, с внучкой, за чтением книг.
    Кумиром в педагогике для Вячеслава Сергеевича является В.А.Безруков, учитель физики, человек, который многому научил молодого педагога. Наиболее важными чертами характера, которыми должен обладать учитель, чтобы преодолевать трудности, Вячеслав Сергеевич считает: чувство долга и честолюбие. Так же Вячеслав Сергеевич думает, что народное образование имело наибольший успех в 70х – 80х годах, когда во всей стране давались такие знания, что с ними можно было поступать в любой ВУЗ страны, хоть в МГУ и МФТИ. Школа №216 в это время была самой престижной школой города, здесь учились очень развитые дети и было очень много медалистов, в год по 15-16 человек. Сейчас же школа находится в очень нищенском состоянии. Все держится на учителях-энтузиастах. Коллектив в школе был очень сильный, были высококвалифицированные учителя. Молодым педагогам Вячеслав Сергеевич желает больше терпения, сдержанности, умение выходить из конфликтных ситуаций и не создавать их. Одной из важных проблем сегодняшних учеников он считает безысходность. Школе №216 Шунин В.С. желает процветания, надежды, веры в лучшее будущее.


Валькова Зоя Георгиевна

    Валькова Зоя Георгиевна проработала в школе директором с 1980 по 1987 год. Родилась 28 ноября 1932 года в Куйбышевской области в городе Сызрань, но жила в городе Куйбышеве. В детстве учителем стать не мечтала, но очень рано пристрастилась к чтению. Связывала свою жизнь с русским языком и литературой. Но судьба распорядилась иначе. Когда Зоя Георгиевна училась в 10 классе, к ним в школу пришел новый учитель химии. С него то и началось ее увлечение химией. Особенно ярких впечатлений о школьных годах не было, т.к отец Зоя Георгиевны был военным, они жили то в Прибалтике, то на Украине. Но несмотря на то, что она часто меняла школы, у нее были любимые учителя. Всегда везло на преподавателей русского языка. Любимым учителем немецкого языка была Матильда Иосифовна, настоящая берлинка, которая была профессиональным переводчиком у генерала, в части, где служил отец Зои Георгиевны. Но несмотря на все переезды, она закончила Пензенский педагогический институт на отлично, была сталинским стипендиатом. Зоя Георгиевна нигде практику не проходила, т.к. ее готовили на преподавателя института. Но в 1956 году в институт приехал М.В.Проценко и попросил ее стать учителем своей школы в небольшом поселке, который впоследствии стал городом Заречным. Трудностей в работе не было, т.к. у нее сразу сложились хорошие взаимоотношения с учениками. Зоя Георгиевна имеет множество наград, но самая главная, самая объективная – мнение учеников о ней. Она сделала много выпусков, каждый по своему ярок. Но больше всего ей запомнился выпуск 1961 года, т.к. почти все ребята увлекались химией, двое из них доктора наук. Очень много учеников, ставших химиками и в других выпусках: Горкина Э.Н., Скрипко Л.М., Москвитина И.Н. и т.д. У Зои Георгиевны всегда находилось время для общественно-политической жизни, она всегда была в центре событий. Сначала секретарь партийной организации, потом депутат городского и областного совета и председатель депутатской комиссии. Сейчас тоже очень мало свободного времени. Она считает себя счастливым человеком, т.к. ее профессия и увлечение – одно и то же, работа для нее всегда в радость. Восемь лет является преподавателем межшкольного городского факультатива по химии. Очень любит читать исторические произведения, Достоевского, посещать театр, готовить и заниматься рукоделием, а также общаться с детьми. Ее кумиром в педагогике стал Безруков В.А., который помогал ей в работе. Зоя Георгиевна считает, что образование имело наибольший успех в 60е – 70е годы, т.к. дети военных лет понимали, что нужны знания, чтобы чего-то добиться в жизни. Зоя Георгиевна говорит, что раньше материальное обеспечение школ было лучше. Сейчас большой выбор учебных заведений и это большой плюс. В своей работе Зоя Георгиевна делает акцент на нравственное воспитание и научность образования.


Аношкина Римма Федоровна

    С 1987 года и по 2003 возглавляет школу Аношкина Римма Федоровна. Она с честью продолжает нести звание директора одной из лучших школ города, сохраняет ее традиции.
    Аношкина Римма Федоровна родилась в селе Сиява Порецкого района Чувашской АССР. Окончила Чебоксарский учительский институт иностранных языков в г.Чебоксары. Профессиональную деятельность Римма Федоровна начала в 1963 году в качестве пионервожатой в Порецкой школе-интернате имени И.Н.Ульянова. Затем была переведена учителем немецкого языка в поселок Долгая Поляна. В 1965 году Римма Федоровна поступила в Чебоксарский педагогический институт на химико–биологический факультет. Со сменой места жительства в г. Пензу перевелась в Пензенский Государственный педагогический институт на естественно-географический факультет заочного отделения. С 1966 г. по 1984 г. Римма Федоровна работала в школе № 45 г. Пензы учителем немецкого языка, организатором внеклассной воспитательной работы. Основное внимание Римма Федоровна уделяла работе с трудными детьми, неурочной досуговой деятельности учащихся и изучению родного края.
    В 60 – 80 гг. осуществляется комплексный подход к постановке всего дела воспитания, т. е. обеспечение тесного единства идейно – политического, умственного, трудового, нравственного, эстетического воспитания и физического развития - основной путь повышения эффективности деятельности школы. Основными делами школы были : лектории, советы музея трудовой и боевой славы, агитбригады, штаб лагеря труда и отдыха, штаб коммунистических субботников и т. д. Например, агитбригады проводили политинформацию, организовывали радио передачи, оформляли наглядную агитацию, делали доклады о важнейших событиях в нашей стране и за рубежом, выступали с концертами на предприятиях. Организовывались субботники: по уборке территории, по сбору макулатуры, металлолома. После уроков в день субботника, на школьном дворе играла музыка: "Песня о Родине", "Марш энтузиастов", комсомольские и пионерские .Это создавало радостное, приподнятое настроение.
    В 1984 году Римма Федоровна была переведена в город Пенза –19, где стала работать учителем географии в школе № 216, затем завучем по начальным классам, в 1987 году Римма Федоровна была избрана директором коллектива школы. Это было время застоя и отставания в образовании страны. Начиналась перестройка в народном образовании, 1986/1987 учебный год стал годом рождения новой четырехлетней начальной школы, он положил начало перерастанию десятилетней школы в одиннадцатилетнюю. Основное направление было взято на повышение качества обучения и воспитания учащихся по усовершенствованным программам и учебникам. В практику работы учителей стали внедряться опыты Ш.С.Амонашвили, С.Я.Лысеновой, по данным методикам проводились семинары. В средних и старших классах многие учителя усвоили цели новых программ и проявляли немало творчества в работе, в школе большое внимание стало уделяться передовому педагогическому опыту, стали проводиться предметные методические недели под руководством заместителей – Вишняковой Н.С., Воробьевой Л.В. и Абрамовой М.А. С 1991 года по 1994 год занятия проходили во вторую смену при школе № 217, т.к. школа была на капитальном ремонте. Поэтому надо было перестроить учебно–воспитательную работу. В связи с открытием школ № 222, №223 ушли из коллектива опытные учителя. Необходимо было оперативно решать вопрос о кадрах. В школу пришли молодые энергичные специалисты: Колесникова Л.А., Злобин А.А., Ботлянова Н.В., Дмитриева Т.В., Петрова Е.В. и другие. В начальной школе использовалась методика Зайцева, что позволило улучшить технику чтения. Также в начальных классах был введен иностранный язык, во 2"A" классе введена Юрмашевой Е.В. методика Нешенского. В 1995 году коллектив школы вошел в обновленное здание. Римме Федоровне, как директору, хотелось все начать поновому. Т.к. директор школы по натуре патриот и коллективист, то она старалась эти черты культивировать в своих учениках. Также Римма Федоровна говорит, что как бы не разрушали сегодня сферу нравственного воспитания, оно у нас не прекращалось ни на один день... Как и много лет назад, действует совет школы, ученическое самоуправление. Больше стало творчества, свободы фантазии в учительской и ребячьей среде. Аношкину Р.Ф. очень радует то, что в школе нет расслоения детей на богатых и бедных. Деньги и бизнес – не стали новым "идеалом", и в этом она видит очень серьезную победу учителей школы. Римме Федоровне очень интересно работать в школе, коллектив которой сугубо женский, но он развивается на основе дружбы и творчества. О своем учительском коллективе Римма Федоровна откликается очень хорошо, говорит, что каждый из педагогов – не только яркая, неповторимая личность, но еще и личность неисчерпаемая. Каждого из них хватило бы на нескольких учителей иной школы – столько в них запаса энергии, любви к своему делу и умения делать его. Годами , как говорит Римма Федоровна, она училась этому у своих коллег. Поэтому в своей практике у нее мало приказов с выговорами и предупреждениями. Приоритет Аношкиной Р.Ф. – заставить людей отвечать за свое дело. Директор, так считает Римма Федоровна, отличается только мерой ответственности. Во всем остальном он также постоянно учится, сомневается, поднимается по ступенькам профессионального мастерства вместе со всеми. За годы своей работы Римма Федоровна награждена громотами Горкома , Гороно, Департамента Образования, имеет нагрудный знак к 100-летию Ленина, награды комсомола, нагрудный знак "Почетный работник общего, среднего и профессионального образования". Профессиональным кредо является: сделай так, чтобы всем детям – трудным, слабым, сильным и одаренным – в школе было тепло, комфортно, победно. Римма Федоровна любит детей, школу, и каждое утро входит в нее с ощущением счастья, потому что знает: сегодня, как и всегда, ее ждет непомерно трудный и радостный рабочий день. Римма Федоровна об оценки состояния образования и образованности го-ворить не будет, так как есть оценки родителей и учеников. Дети хотят идти в школу, мы не стоим над ребенком, не подавляем его и всегда видим, что наши дети воспитаны. А молодым учителям Аношкина Р.Ф. пожелала любить детей и посвящает им свой гимн
        Нелегко было все учитывать,
        Но в одном твердо мы сошлись,
        Не профессия быть учителем,
        Быть учителем – наша жизнь.
        Коль дорога тебе намечена,
        Не ищи окружных путей,
        Помни, люди тебе доверили,
        Дали в руки своих детей.
        Ты для них будешь самым правильным,
        И иным ты не сможешь быть,
        И не только мудреным правилам,
        Должен жизни ребят учить.
        Нарисуй им дорогу звездную,
        Научи их ходить по ней,
        Если люди для счастья созданы,
        Счастлив должен быть мир детей.
        Позабудь о пустячной зависти,
        Путь добрее твой будет взгляд,
        Твое горе и твои радости-
        Это судьбы твоих ребят.
        Будет трудно порой и мучительно,
        Ты же на все должен знать ответ,
        Но нельзя быть плохим учителем,
        Чтоб у детства не было бед.


Воробьева Лариса Викторовна

    Воробьева Лариса Викторовна родилась 26 апреля 1952 года в городе Смоленске. После школы Лариса Викторовна поступила в Смоленский государственный педагогический институт, на факультет иностранных языков. Закончила его в 1976 году. С августа 1976 года стала работать в школе №216, это ее первый коллектив и первая школа. Встретили ее в школе дружелюбно и сразу же дали наставника – Розанову Людмилу Владимировну, учительницу английского языка. Людмила Владимировна помогала в работе, учила молодого педагога жить с открытой душой, не поддаваться унынию, любить и находить в каждом то лучшее, на что можно потом опереться. Коллектив, по словам Ларисы Викторовны, был замечательный. Все были захвачены одной идеей – подготовки к жизни самых образованных и хорошо воспитанных людей. Школа была ведущей в городе. Особых трудностей у Ларисы Викторовны не было, но самое сложное было научиться понимать своих учеников и стать им нужной. Но т.к. Она была чуть-чуть моложе своих учеников, они учились друг у друга. После занятий много времени проводили вместе: ходили в походы, устраивали конкурсы, посещали концерты и т.д. Воробьева Лариса Викторовна имеет значок отличника народного образования и имеет звание ветеран труда. В 79-е годы жизнь была очень бурной, никто не сидел без дела. Студенты и школьники, в том числе и Лариса Викторовна, помогали ветеранам войны, организовывали агитбригады – выступали с концертами, лыжные агитпробеги, выпускали стен-газеты, готовили концертные вечера к юбилейным датам. Так как в 1983 году она работала заместителем директора по воспитательной работе, то она всегда находилась в гуще событий ( "Зарница", "Орленок", трудовой лагерь, рейды в неблагополучные семьи и т.д.). Кумиром в педагогике для Ларисы Викторовны является Сухомлинский и Амонашвили, ей очень близки их мысли о том, что воспитывать детей, помогать им вырасти умными и добрыми можно лишь тогда, когда живешь с ними (детьми) одной жизнью, отдаешь им свое сердце без сожаления, когда ты рядом, а не над учеником. Важные качества, которые должен иметь каждый учитель, чтобы преодолевать трудности Лариса Викторовна считает: жизнелюбие, оптимизм, любовь к своей профессии и детям. На вопрос, в какое время народное образование имело наибольший успех в своем нелегком труде, дать однозначный ответ не может. Раньше, в советские времена, существовали детские организации, воспитывающие патриотизм, трудолюбие и моральные устои. Но под воспитание подводилась идеологическая основа, которая часто «забивала» самого человека. Человек был интересен как член коллектива, а не как индивидуальность. Было очень много бюрократизма ("должен", "обязан", "только так и не иначе" ). Существовала большая заорганизованность – очень много мероприятий и все обязательные. По мнению Ларисы Викторовны, в состоянии образования и образованности сегодня есть как положительные, так и отрицательные черты. То, что уровень образования, подготовленности был много выше, чем теперь, но отрицательных черт тоже немало. Например, пути достижения этого уровня не всегда можно было назвать гуманистическими, совершенно не учитывались индивидуальные особенности развития детей. С 1987 года Лариса Викторовна стала завучем начальных классов.


Фомина Раиса Степановна

    Фомина Раиса Степановна родилась в Пензенской области в селе Белокаменка, 4 ноября 1938 года. Это село знаменито тем, что здесь существует огромный парк, который заложил помещик Сабуров в честь рождения своего сына. И именно в этом прекрасном месте провела свои детские годы Раиса Степановна. Московские студенты приезжали сюда на летние каникулы изучать чудеса природы, так как тут растут необычные деревья и кустарники - это одно из детских впечатлений Раисы Степановны. Она пошла в школу рано: ей было 6 лет. В классе она была самой маленькой ученицей. Девочка очень любила читать и до сегодняшнего дня Раиса Степановна сохранила эту привычку. Вспоминая свои оценки в первом классе, Раиса Степановна говорит, что училась не очень хорошо, так как была слишком маленькой: ей было шесть лет, когда остальным детям было по 8 - 9 лет. Особенно ей никак не удавалось научиться правильно писать цифру два. И уже ко второму классу маленькая Раиса была отличницей, а закончила школу с золотой медалью. В 12 лет Раиса Степановна пережила горе: умерла мать, и маленькая Раиса стала жить у родственников. За ней стали присматривать учителя, и особенно Мария Степановна - "старенькая", как называли ее ученики. И может быть по примеру своих наставников, Раиса Степановна поступила в Пензенское педагогическое училище. Так как она закончила школу с золотой медалью, она могла поступить в училище без вступительных экзаменов. И вот Раиса Степановна, бывавшая в Пензе только 3 раза, стала посещать пед. училище. Одним из ярких впечатлений студенческой жизни Раисы Степановны является история о том, как весь их курс очень любил учительницу, которая в пед. училище вела русский язык. Ее звали Евдокия Андреевна Пензина. И когда она переехала со своим мужем в соседний поселок, ребята очень тосковали и решили навестить любимую учительницу. Евдокию Андреевну они не предупредили и, когда она открыла дверь, весь курс стоял на пороге ее дома. Бедной учительнице пришлось кормить и устраивать их на ночлег, т.к. поездов не было до следующего дня. Но несмотря на это, было весело, ребята и Евдокия Андреевна смогли вспомнить прошлое. Когда оставалось несколько месяцев до окончания пед. училища, и экзамены были еще не сданы, к ним в пед. училище приехали 2 человека, одним из них был директор будущей школы в строящемся городе - Осипов Михаил Григорьевич. Они искали учителей для своей школы, а так как распределения не было, молодым учителям нужно было самим искать работу, и поэтому это было выгодное предложение, вот почему многие захотели стать учителями начальных классов в строящемся городе. Смолова Мария Степановна выхлопотала Раисе Степановне и ее подруге 2 рабочих места, так как очень хорошо учились. И вот после сдачи экзаменов два новоиспеченных педагога устроились на работу в школу № 50, которую сдали 30 августа, едва успев до 1 сентября. Эта школа находилась на 132 микрорайоне. Раиса Степановна взяла первый класс, в котором было 45 человек. И вот 1сентября 1956 года прозвенел первый школьный звонок в новой школе. Навсегда в памяти осталась история о том, как первоклассник Витя убежал с первосентябрьской линейки и молодой учительнице пришлось бегать по лесу, на высоких каблуках, за маленьким проказником, при этом пропустив всю официальную часть линейки. И вот эта молоденькая неопытная учительница стала самой известной учительницей начальных классов в нашем городе, которая работает в первой школе города вот уже 43 года. Многие ее ученики пошли по стопам своей первой учительницы: Максаева Дина, Лижина Ира, Лебешова Снежана стали педагогами начальных классов. В свободное от работы время, хотя его бывает мало, Раиса Степановна любит посещать концерты, театры, выставки и картинные галереи. Она особенно любит картины и раньше много раз посещала известнейшие картинные галереи нашей страны в Санкт-Петербурге, Москве и т.д. Раиса Степановна желает начинающим учителям очень стараться и быть настойчивыми и терпимыми и, конечно же, не бросать эту работу.


Карсеева Лидия Сергеевна

    Карсеева Лидия Сергеевна родилась 15 сентября 1940 года в городе Лукьянов, Горьковской области. В детстве она любила маленьких детей и животных, очень хотела стать учителем, как в последствии и сложилось. В школе у нее было много подруг, но самыми близкими были Нина Петрушкова и Галя Шпанова, в будущем также получившим профессию учителя. Образцами для подражания были: учительница литературы - Тарасова Екатерина Федоровна, учитель физики - Ливанов Александр Михайлович, учительница биологии - Примова Анастасия Петровна и многие другие.
    Закончив школу, Лидия Сергеевна поступила в педагогическое училище. Директором училища был очень хороший человек - Куманев А.А., который прошел все войну, где получил тяжелую травму - ранение горла. Но несмотря на это, смог вырастить отличных детей и дать им хорошее образование, в последствии они стали кандидатами наук. В пед. училище было подсобное хозяйство и одним из ярких впечатлений студенческой жизни было дежурство по ночам в саду, где они охраняли яблони. В студенческие годы, когда будущие учителя уезжали на стажировку в деревню, им приходилось самим вести уроки, т.к. учителей не хватало. После пед. училища Лидия Сергеевна поступила в Арзамасский Педагогический институт имени Горького, где она училась с 1960 по 1965 годы. По распределению Лидия Сергеевна попала на работу в деревню НовоДевичьи Горы, где она проработала 2 года, после этого Лидия Сергеевна с мужем переехали в молодой строящийся город, который называется Заречный. Молодая учительница стала работать в 216 школе. На счету Лидии Сергеевны 11 выпусков. В школе № 216 у молодого педагога в классе было 42 человека. Трудностей же не было, дисцип-лина была нормальной.
    Педагогический талант, доброта, чуткость и внимание к своим ученикам породили желание стать учителями у многих выпускников Лидии Сергеевны. Фролова Ирина, Кузнецова Света - стали педагогами по ИЗО (черчению), Жуковский Андрей - стал преподавателем французского, Бабкина Мила - учителем физкультуры, Королина Ольга - стала преподавать биологию, и многие другие. Больше всего Лидии Сергеевне запомнился первый выпуск, т.к. именно этот класс стал первым в ее жизни выпускным классом. Особенно ей запомнился мальчик Ваня Чернышев - ученик из деревни НовоДевичьи Горы, т.к. он пришел в 1 класс в галошах и в морском костюме. 10 выпуск тоже запомнился ей, потому что в этом классе были очень дружные ребята и родители.
    Лидия Сергеевна активно участвовала в общественной жизни школы, она была руководителем методобъединения. За свой труд заслужила высокие награды: значок "Отличника народного образования", грамоту министерства просвещения, Звание "Ветеран труда". В свободное от работы время Лидия Сергеевна любит читать книги, смотреть наше старое кино. В школьной жизни одна из старейших учителей первой школы нашего города Лидия Сергеевна считает, что если быть жестокой, то в профессии учителя делать нечего, нужно быть доброй. Кумиром в педагогике для Лидии Сергеевны является директор пед. училища Куманев А.А. Она предполагает, что для того, чтобы преодолевать трудности, нужно быть твердой, но это не всегда у нее получается. Она считает: "Раньше к учителям относились с большим уважением. О них выпускали фильмы, печатались книги, а сейчас плохо заботятся , трудно". Но несмотря на это, Лидия Сергеевна желает всем учителям не бросать эту работу, как бы трудно не было, любить свою профессию. Карсеева Лидия Сергеевна говорит, что между педагогами остался прежний дух, добрые отношения. Показ по телевидению различных боевиков и других агрессивных фильмов очень плохо влияет на детей, сетует Лидия Сергеевна. Но не только это, у многих детей проблемы в доме переходят в школьные проблемы.
    Но несмотря на это, Лидия Сергеевна верит, что в 21 веке Россия возродится.


Шабуня Лидия Ивановна

    Шабуня Лидия Ивановна родилась 10 марта 1937 года в г. Нижнем Новгороде (тогдашний Горький). С детства мечтала стать учителем. В школе любимым предметом была математика. Любимый учитель Портнова Тамара Ивановна (уч. математики). Лучшими школьными подругами были Карабанова В.Н., Праслова С.В. Закончила Пензенское пед. училище в 1956 году, и Арзамасский пед. институт в 1970 году. Будучи студенткой Пензенского пед.училища, Лидия Ивановна со своей группой ходила в походы на лыжах в село Алферовку Пензенской области - это самые яркие воспоминания о студенческих годах. Свой первый урок она провела в Пензе, в школе № 29. Взаимоотношения с учащимися хорошие, теплые. Больше всего ей нравятся озорные мальчишки.
    В Заречный Лидия Ивановна приехала в 1960 году и стала работать в школе № 50. В коллективе была принята хорошо, класс ей дали из 40 человек. В работе у нее было много трудностей. Однажды попался ученик, которого молодая учительница не могла приучить сидеть за партой. Он так и проводил все время под столом. В конце концов уговорами, увещеваниями мальчик стал постепенно привыкать к ней и начал работать.
    Лидии Ивановне в 1973 году присвоили звание отличника народного образования. Она никогда не состояла в каких - либо партиях. Больше всего ей запомнился 3 выпуск. Он был особенный, самый лучший. Все дети (45 человек) - были очень умными. Но наша героиня любит все свои классы, с уважением и пониманием относится к ребятам, она верит во все лучшее в них - это секрет ее общения с детьми, ключ к взаимопониманию. Лидия Ивановна методист, старается помочь молодым учителям в работе, во внеклассной деятельности. "Чтобы преодолевать трудности" - говорит Лидия Ивановна, - "учитель должен быть добрым, терпеливым, не должен озлобляться, меньше говорить о плохом". Она считает, что сегодняшний день - самый лучший день в жизни и его нужно хорошо прожить (оптимистка). Героиня нашего рассказа считает, что нынешний школьный коллектив очень хороший, много сильных учителей, сильных личностей. Лидия Ивановна многих уважает, со многими дружит.
    Проблемы в воспитании детей были всегда. В свободное время занимается садоводством (выращивает огурцы, помидоры). Очень любит все цветы без исключения. Среди писателей предпочитает Льва Толстого, среди поэтов - Александра Пушкина. Фильмы любит добрые, без выстрелов, без убийств. Она считает, что они то и портят современных детей. Мечтает, чтобы школа в будущем была лучше оборудована, классы были по 15 человек, чтобы с каждым учеником можно было поговорить, пообщаться, понять его. Лидия Ивановна, как и все мы, надеется на светлое будущее.


Анисимова Софья Николаевна

    Анисимова Софья Николаевна родилась 5.12.1926 г. Закончила 7 классов в селе Нижний Шкафт Никольского района Пензенской области в 1941 году. Работала в колхозе с. Н-Шкафт, потом на заводе имени Фрунзе г. Пензы электрообмотчицей по 16.08.43 г. С 1 сентября 1943 года по 1946 год - студентка педучилища г. Пензы. Была старостой всего общежития, получала повышенную стипендию (на нее и жила). Занималась в драмкружке педучилища, который вел артист драмтеатра Шапошников В.В. Он научил работать над произведениями всех видов. В основном играла роли мужские, т.к. юношей не было.
    "Даже генералом вы бывали В драмкружке студенческом" (Выдержка стихотворения о Софье Николаевне).
    В 1946 г. начала работать учителем в школе № 24 г. Пензы. В город Заречный приехала в 1961 году как внештатный инспектор ОБЛОНО. Директор Долженко В.А. и завуч Филимонова Р.Н. , которая была на уроке в школе № 6 г. Пензы у Софьи Николаевны, уговорили перейти на работу в школу № 216. С 16.08.61г, работала в Заречном, 37 лет. С16.08.65 г. по 16.08.71 г. инспектор ГОРОНО. Но, так как Софья Николаевна очень любила работать с детьми, вернулась в школу № 216. Завучи школы Вильцева К.П., Филимонова Р.Н., Якименко А.В. и др. не оставляли ее без внимания. Не счесть открытых уроков, данных для учителей школ города. Некоторые учителя сидели на уроках целый день. Первушкина Л.И. (тогда Савельева) по совету директора школы Филимонова Н.З. сидела с 1 по последний урок в течении месяца, а во вторую смену она бежала на работу в свою школу (давала и по 2 открытых урока в день). Софье Николаевне всегда хотелось поделиться опытом, помочь в работе тем, кто хочет научиться работать. Без общественной нагрузки не была. В Пензе была одновременно председателем МК в школе № 6 и возглавляла методическое объединение начальных классов города своей параллели. В сентябре 1961 г. инспектор ГОРОНО Медведева М.И. убедила возглавить методическое объединение начальных классов, а в школе № 216 избрали председателем МК. За 5 лет работы в ГОРОНО была секретарем п/б исполкома. Работая инспектором ГОРОНО, была на месячных курсах 2 года подряд в Москве, 1 год в Ленинграде по изучению программы и методов работы при переходе на 3-х летнее обучение начальных классов. Посещала там уроки лучших учителей. Курсы вели в основном составители учебников (Пышкало, Бельтюкова, Рамзаева и др.). А уже в Заречном на методическом объединении начальных классов рассказывала о новом в учебном процессе. Но Софье Николаевне хотелось учить детей, и она вернулась в школу № 216 1 сентября 1971 года. В 1966 для изучения методов работы лучших учителей была командирована в город Ростов-на-Дону, где было 200 человек из страны + 1000 человек из Ростовской области. Работу возглавлял зам. министра просвещения Кашин. Были они и на уроках учителей г.Новочерскасска.


Арланова Антонина Ивановна

    Родилась 19 января 1933 г. с. Леонидовка Пензенской обл.
    Учитель математики.
    Окогчила Пензенский государственный педагогический институт им. В.Г. Белинского г. Пенза год окончания 1953 г.
    1953 по 1963 учитель математики Леонидовской 8-летней школы. N 1963 по 1969 учитель математики средней школы рабочей молодежи №221 г. Пензы -19. N 1969 по 1979 учитель математики средней школы №216. N 1979 по 1986 завуч школы №216. N 1986 по 2003 учитель математики средней школы №216. Все время имела общественные поручения, работая в селе была секретарь комитета комсомола ( 5 лет). В школе №216 - председатель М.К. профсоюза в течение 4 лет, членом школьного бюро КПСС.
    Занесена на городскую "Доску почета" - 1977 г. Из числа выпускников есть учителя математики: Макарычева Елена (Павлинова), Иванова Наталья, Медведкова Ольга, Алемайкина Нина (Шотина). Медалисты: Бурментьева Светлана, Моисеев Станислав, Якунин Владимир, Асташкин Александр, Соколов Кирилл, Сигаев Андрей, Коршунова Марина, Солодовникова Елена
    Почетная грамота Министерства просвещения РСФСР - 1984г. "Отличник народного просвещения" - 1987 г.


Безруков Виктор Александрович

    Родился 16 июля 1917 г. с. Н. Яксарка, Шемышейского р-на, Пензенской обл.
    Учитель физики
    Окончил Куйбышевский Государственный педагогический институт г. Самара год окончания 1938
    С 1938 по 1943 Педагогическое училище Народностей Севера г. Николаевск - на - Амуре. С 1943 по 1945 служба в Армии. С 1946 по 1950 Областное бюро г. Пенза, лектор. С 1950 по 1956 г. Пенза средняя школа №14, учитель. С 1956 по 1984 г. Заречный средняя школа №216 учитель физики
    В 1977 г. присвоено звание заслуженного учителя школы РСФСР.
    Многолетняя и плодотворная работа по воспитанию и обучению подрастающего поколения . Особое внимание уделялось практической направленности уроков физики и астрономии, активизации мыслительной деятельности учащихся. Учащиеся выпускных классов в абсолютном большинстве поступали в Пензенские и столичные ВУЗы.
    Участник войны с Японией с августа 1945 по сентябрь 1945
    Орден Ленина по итогам 10 пятилетки 1971 г. Орден Отечественной войны II степени, в честь сороколетия Победы 1984 г. Почетный гражданин г. Заречный - 1984
    Избирался Депутатом Зареченского Горсовета в 1967 г., 1969 г., 1971 г., 1973 г.


Горкина Эмилия Николаевна

    Родилась 16 декабря 1944 года г. Борзя Читинская обл. Учитель химии и биологии.
    Окончила Пензенский государственный педагогический институт им. В.Г. Белинского Окончила в 1967 г.
    C 1967 по 1968 Курганская обл. Каргапольский р-он, с. Соколово восьмилетняя школа учитель химии, биологии, с/х, домоводства. C 1968 по 1969 аппаратчица завода медпрепаратов г. Пенза. С 1969 по настоящее время работает в средней школе №216 г.
    Почетный работник образования РФ, 2001г. Медаль "Ветеран труда" - 1990 г. За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся Грамота Министерства образования РСФСР, 1986 г. Обладатель гранта Сороса в 1994, 1999 гг.


Трубицына Любовь Ивановна

    Родилась 20 января 1953 года г. Каменка Пензенская обл. Учитель математики.
    Окончила Пензенский государственный педагогический институт в 1975 г.
    С 1970 по 1971 токарь на заводе Белинсксельмаш. С 1971 по 1975 учеба в Пензенском Государственном педагогическом институте. С 1975 по 1976 с. Исса Пензенской области Знамен-Пестровская школа, учитель физики. С 1976 г. в школе №216 г. Заречный Пензенской области.
    Учитель высшей категории. Грамота Департамента образования - 2001 г. Грамота и благодарность Администрации города - 2004 г. Грамота Министерства образования РФ - 2000 г. за добросовестный и плодотворный труд по воспитанию и обучению подрастающего поколения.

 


Ивошина Татьяна Георгиевна

    Родилась 21.05.1951, г. Совгавань Хабаровского края, доктор психологич. наук (2006). профессор и зав. кафедры психологии ПГПУ., ветеран труда. В 1975 окончила ПГПИ им. В.Г.Белинского, аспирантуру НИИ ОПП АПН СССР по генетической психофизиологии (М.. 1983). Труд, путь начала в 1970 руководитель кружка в Доме пионеров и школьников. До 1975 - студентка ПГПИ, до 1979 - ассистент кафедры психологии. В 1979-1983 - аспирант НИИ ОПП АПН СССР. В 1983 защитила учёную степень кандидата психологичечких наук. В 1992 присвоено учёное звание "Доцент". До 1992 трудилась в ПГПИ ассистентом, старшим преподавателем, доцентом кафедры психологии. В 1992-2003 создала и возглавила инновационное образовательное учреждение (гимназия "Дидакт"), ставшее лауреатом конкурса Фонда поддержки образования в Восточной Европе (1994), федеральной экспериментальной площадкой (1999-2007). С 1992 - научный руководитель гимназии. Прошла стажировку в Великобритании (1975). Почётный работник общего образования (1999), призер Всероссийского конкурса "1000 долларов от Президента за идею" (2000, НФПК), финалист Всероссийского конкурса "Лидер в образовании" (2001). инициатор, автор и научный руководитель ряда проектов - победителей и лауреатов федеральных, окружных и областных конкурсов культурных и образовательных инициатив (2001 -2007). С 2003 - доцент, с 2006 - профессор кафедры психологии ПГПУ. Автор более 60 научных трудов, монографий, научно-методич. и учебно-методических сборников, пособий, программ и научных статей. Отмечена грамотами Министерства образования РФ (1997), Министерства образования Пензенской области (2000,2001), Главы Администрации Заречного (2001), Главного Федерального инспектора по Пензенской области (2003). Основные научные труды: Технология развивающего образования. - П., изд-во Пенз. технологии, ин-та, 2001; Психология подростковой школы: гипотезы и основания. - П.. изд-во Пенз. технологии, академии. 2005; Проектирование развивающей образовательной среды. - М., изд-во МГППУ. 2002. - (в соавт. с академиком В.В. Рубцовым); Дидактический прорыв: модель инновационного школьного образования. М.: Эврика. 2004. - (в соавт.); Проектирование и моделирование в школьном образовании: М.. 2005.


Селюков Роман Викторович

    Родился 23.05.1973, г. Дрезден, ГДР, учитель математики и информатики. Окончил ПГПУ им. В.Г. Белинского (1995) и начал преподавательскую деятельность в негосударственном образовательном учреждении "Гимназия "Дидакт". В 2001-2003- зам. директора по информатизации, с 2003 по 2007 - директор гимназии. Лауреат городского конкурса "Учитель года" (1999), координатор проектов-лауреатов Правительственных конкурсов Федеральной программы развития образования по направлению "Авторские экспериментальные школы" (2001-2005). Совместно с канд. пед. наук Т.Г Ивошиной разработал Федеральные проекты инновационных образовательных моделей финансирования, информатизации образования, развития попечительства (2004-2005). Автор более 10 печатных работ, среди которых "Конструирование способа решения геометрических задач" (2001), "Задачный курс геометрии" (в соавторстве с Л. Селюковой, 2002), "Алгебра. Организация проектной деятельности по математике. 7-11 кл." (в соавт. с Л. Селюковой и Н. Лернер, 2001) - все в изд-ве Пензенского технологического института. Отмечен Почётными грамотами Министерства образования Пензенской области (2004), Главного Федерального инспектора по Пензенской области (2003). С 2007 работает в Москве.


Юрмашева Елена Вениаминовна

    Родилась 6 июня 1959 г. ст. Леонидовка, Пензенская область.
    Учитель изобразительного искусства и черчения.
    Окончила Пензенское педагогическое училище в 1978 году, Московский государственный педагогический институт в 1986.
    С 1978 по 1981 преподаватель ИЗО, технологии, методики изобразительного искусства Городищенского педагогического училища, г. Городище Пензенской обл.; 1981 воспитатель д/с пос. Монтажный; с 1981 учитель изобразительного искусства и черчения школы №216.
    Почетная грамота Управления образования Правительства Пензенской обл. 1998 г. Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации 2001 г. Диплом в номинации "Мастер-класс" городского конкурса "Учитель года" 2005 г. Диплом I степени за авторскую программу по ДО 2005 г.
    В работе с учащимися используются элементы развивающего обучения, нетрадиционные формы обучения. Разработана авторская программа "Черчение с элементами начертательной геометрии".

Hosted by uCoz